Сегодня верующие мусульмане празднуют один из двух главных праздников ислама — праздник разговения Ураза Байрам, совершаемый в честь завершения священного месяца Рамадан. К этому событию мы решили приурочить сокращённую публикацию материала о правилах ислама (адабах*) в отношении торговли, размещённом на портале Ислам.Ру.

Торговля занимает особое место в жизни человека, помогает ему добыть средства для поддержания жизни и улучшения условий быта для себя и своих близких и, поэтому, является очень ценным и вознаграждаемым деянием. В хадисе** сказано: «Есть некоторые грехи, от которых можно очиститься только размышлениями над улучшением материального положения». Однако торговля таит в себе множество соблазнов для человека и может ввести его в большие грехи, которые он ничем не сможет искупить.

Заниматься торговлей нужно со следующими намерениями: чтобы обеспечить необходимым семью, детей; делать благо для мусульман, желая им того же, что и себе, и не желая того, чего не пожелаете для себя; чтобы не просить — попрошайничество является порицаемым деянием. В хадисе сказано, «что пойти в лес, собрать вязанку дров, продать ее и купить на эти деньги еду лучше, нежели заниматься попрошайничеством». Торговля, от которой выручается лишь малый доход, приносит больше бараката***. В прежние времена хорошие люди, совершали торговлю, выручая себе копейку или зерно, покупали же товар на копейку или зерно меньше. Они говорили, что не продают Рай за копейку или за зерно и Ад не покупают.

Человек, занимающийся торговлей, должен изучить сам или узнать у алимов**** дозволенные и запретные стороны дела. Хадис гласит: «Кто бы ни был тот, кто набрал вес за счет потребления недозволенной пищи, он достоин огня». Торговля собаками, свиньями, спиртными напитками, наркотиками является запретной. «Всевышний Аллах проклял спиртное и того, кто его изготавливает, дает заказ на изготовление, употребляет, приносит, продает и предлагает пить».

Нельзя выставлять на продажу товар, в котором имеются недостатки; если же такой товар все-таки выставлен, покупателя необходимо предупредить об этом. Однажды Пророк Мухаммед протянул руку за хлебом, который он хотел купить. Хлеб оказался снизу сырым. Когда Пророк спросил у продавца: » Что это такое?» Тот ответил, что был дождь и хлеб взмок. Пророк спросил: «Почему же, в таком случае, ты не поставил хлеб взмокшей стороной кверху? Тот, кто обманывает — не из нас». В другом сообщении говорится о том, что Пророк, проходя мимо продуктов, которым продавец пытался придать товарный вид, ставя более качественные выше менее качественных, сказал: «Продай это отдельно от этого (т.е. отделив качественный продукт от некачественного). Кто обманывает, тот не из нас». Запрещено хоть на малую долю недовешивать товар. В Коране есть аят***** с таким смыслом: «Пропасть Ада и горе тем, кто обвешивает, обмеривает покупателя. Разве они не думают, о том, что после смерти их снова оживят?» (сура «Алмутаф», 83 аят).

Обязанность точно называть цену товара. В хадисе сказано: «Честный, справедливый продавец в Судный день будет рядом с пророками, сидикинами, шахидами».
Можно рекламировать хорошие стороны своего товара, но не приписывать качества, которыми он не обладает. Недопустимы также лживые клятвы в стремлении, во что бы то ни стало продать товар. Хадис гласит: «Те, кто продают товары через лживые клятвы, лишают бараката свой быт». Ислам запрещает любой вид мошенничества или обмана, будь он в торговле или в любой другой сфере. Пророк (мир ему) сказал: «Если продавец и покупатель были правдивы и разъясняли необходимое (продавец указывал на качества и имеющиеся недостатки товара, а покупатель – на условия и сроки оплаты), сделка их будет благословенной, если же они скрывали (что-то) и лгали друг другу, то их сделка лишится благословения».

Изучение условия закята****** и в конце каждого финансового года выплачивать неимущим положенную часть прибыли — это обязанность человека, занимающегося торговлей. Если не платить закят, торговля лишится бараката, навлечет беды и на этом свете и в Вечной жизни. В Коране есть аят с таким смыслом: «Тем, кто откладывает на сбережения серебро и золото, поведай радость через горькие жгучие муки, которые их ожидают» (сура 9, аят 34).

Нельзя завидовать тому, что раскупается товар у других, переживать за то, что средства запаздывают; торговать чем угодно, не интересуясь дозволенным и запретным в торговле. То, что предписано для вас, все равно придет к вам. В хадисе сказано: «Вы не думайте, что ваши средства задерживаются. Никто не покинет этот мир без того, чтобы не получить сполна те блага, которые ему предписаны. Поэтому, не спеша, дозволенными путями ищите свои блага. Оберегайтесь запретного»

Запрещено совершать ихтикар, то есть откладывать какие-либо продовольственные товары до ожидаемого подорожания или перекупать такие товары у человека, который приехал издалека, и также откладывать до подорожания в то время, когда люди в них нуждаются. Хадис гласит: «Если кто-либо на сорок дней отложит продовольственный товар, а потом все это раздаст как милостыню, все равно милостыня не искупит тот грех, в который попал этот человек»

Если человек, купивший у вас что-либо, вернулся с намерением вернуть или обменять товар, необходимо выполнить его просьбу. «Всевышний Аллах прощает в Судный день ошибки тому, кто, исполняя желание мусульманина, нарушает торговый уговор».

Когда с мирского рынка получаешь необходимую для жизни прибыль, нельзя забывать о другом «рынке» – Ахирате*******. Не стоит забывать о Вечной жизни, которой нет конца, ради этой, едва растягивающейся до ста лет. Нет предела желаниям человека в поисках мирских благ, поэтому нужно суметь остановиться на необходимом и заняться другой «торговлей», касающейся Вечной жизни. Не приличествует верующему человеку из любви к мирским благам первому входить на рынок и последнему покидать его.

География исламского мира

*Адабы – свод правил поведения, этикет.

**Хадисы — это жизнеописание Пророка Мухаммеда, его деяний и высказываний.

***Слово «баракат» в переводе с арабского языка означает «благодать, небесный дар»

**** Алим — ученый, образованный человек. Обычно подразумевают людей, обладающих фундаментальными исламскими знаниями и ведущих соответственный этому образ жизни.

*****Аят — строка (стих) в Коране.

******Закят — обязательный исламский налог, являющийся одним из столпов Ислама.

*******Ахират — будущая вечная жизнь. После смерти каждый человек попадает в мир, где он будет находится вечно. Это или Рай или Ад, в зависимости от того, кем человек был и какую жизнь он вел.

(Комментарии взяты с сайта askimam.ru)