Нашу коллекцию клиентских типологий пополнила классификация личностных типов покупателей, предложенная известным бизнес-тренером Дмитрием Норкой. Дмитрий много лет в качестве главного редактора выпускал в нашем Издательском доме «Гребенников» журнал «Личные продажи», является крупным экспертом в области организации и техники продаж, поэтому к его рекомендации мы рекомендуем прислушаться.

Концепция продаж, основанных на личности покупателя, существует уже давно, но удивительно, что многие продавцы не знакомы с ней, а остальные профессиональные переговорщики ни разу не испробовали ее на практике. Знание четырех базовых личностных типов позволит Вам лучше общаться и выстраивать отношения с клиентами, увеличивать объем продаж и повышать скорость заключения сделок. Вот 4 основных типа клиентов:

Директор разговаривает всегда по существу, сфокусирован только на рабочих вопросах. Для него не важны отношения и тем более их детали. Взаимодействуя с Директором, подчеркните краткосрочные выгоды сотрудничества и апеллируйте к его потребности получать преимущества перед конкурентами. Коротко раскройте основные плюсы Вашего предложения и не затрагивайте вопрос оплаты или те выгоды, которые можно оспорить или оценить иначе. Внимательно следите за признаками нетерпения, которые может демонстрировать Директор. В презентации используйте представленные визуально итоги Вашего предложения, задавайте открытые вопросы, чтобы клиент больше говорил, – вообще давайте Директору возможность лидировать во время переговоров. Чтобы ускорить закрытие сделки, предоставьте информацию об альтернативных вариантах сотрудничества, поработайте с возражениями, обращаясь к фактам, а не к личностям, мотивируйте Директора к закрытию сделки, используя терминологию целей, результатов и чувство срочности. Попросите сделать заказ – эффектно и кратко, затем сделайте паузу и слушайте.

Общительный – это экстраверт, экспрессивный и желающий быть в центре внимания. Подойдите к Общительному неформально – часто называйте по имени (постарайтесь перейти на общение без отчества, может быть, на уменьшительное имя), будьте внимательны к личной информации и используйте ее в процессе построения отношений. Избегайте стандартных презентаций, особенно в PowerPoint: лучше дать клиенту заготовленные материалы на бумажном носителе, содержащие такую информацию, которую было бы интересно обсудить, — возможно, отзывы действующих клиентов о работе с Вами. Продемонстрируйте свое уважение к клиенту через искренность и честность: открыто расскажите о слабостях предлагаемого Вами решения. Чтобы закрыть сделку, расскажите о действующих проектах с клиентами, которых Общительный уважает. Стимулом для Общительного может стать желание пробовать новое. Обращайтесь к его мечте, делайте его героем и избегайте лишних деталей. Создайте ощущение срочности и помогайте покупать, но не делайте акцента на закрытии сделки, — говорите о ближайших возможных шагах, предоставляйте идеи о вариантах развития событий.

Аналитик всегда помнит обо всех деталях, но не путайте его с финансовым директором или налоговым инспектором: многие руководители могут быть аналитиками. В процессе продажи Вам нужно сделать акцент на имеющиеся данные и строить разговор вокруг их интерпретации. Как можно подробнее узнайте ситуацию клиента, устанавливайте факты и готовьте альтернативные предложения. Ваше обсуждение должно быть детализированным, логически выдержанным и спокойным, без рекламных лозунгов и призывов. Подчеркивайте проверенные, основанные на фактах и документах аспекты работы Вашей компании, зондируйте, какие барьеры для сотрудничества видит Аналитик. С этим типом клиентов используйте изображения, графики и статистические данные, которые не требуют дополнительных комментариев. Аналитики скептически относятся к любой предоставляемой информации, и особенно настороженно – к голословным заявлениям. Закрывая сделку, будьте предельно точны в формулировках. Если Вам не удается получить какое-либо обязательство, задайте вопрос о возможных следующих шагах. Перед окончанием встречи еще раз проговорите возможные параметры сделки и следующие шаги.

В переговорах с Сотрудничающим важно хорошо исполнить Вашу особую роль в принятии его решения. Поговорите о текущих и будущих планах, покажите, как Ваше решение сочетается с ними и какие выгоды несет компании клиента. Придерживайтесь свободного формата беседы, позвольте клиенту самому рассказывать о ситуации. Во время презентации также постарайтесь привлечь Сотрудничающего – пусть он сразу же комментирует детали Вашего предложения, проговаривает свои пожелания и дает дополнительную информацию о своих планах. Чем больше клиент говорит за Вас – тем лучше. Будьте осторожны, не давите на клиента и не торопите его. С таким типом клиентов важно выстроить доверительные и уважительные отношения, окажите ему уважение, признавая его достижения и ум. Такие люди предпочитают сотрудничество и стабильность, а не конфронтацию. Закрывая сделку, приведите в пример клиентов, которые приняли Ваше предложение, спокойно и ненавязчиво поговорите о возможной сделке, которая могла бы помочь в достижении целей компании. Не используйте жесткие техники закрытия, не просите сделать заказ и помогите принять в целом положительное решение. Ваша основная задача – продать доверие и уверенность.

Нельзя разделить всех людей на 4 группы – в каждом из нас есть что-то от Директора, Общительного, Аналитика и Сотрудничающего. Но, как правило, один из типов личности преобладает. Чем больше Вы узнаете о человеке, тем более профессионально сможете с ним работать и тем быстрее заключите сделку.