nosorog-olen-2013-marketing-sales-gu-ruНаши читатели часто задают вопрос: кто из новогодних волшебных персонажей наиболее популярен? Попробуем с этим разобраться, опираясь на исследование, проведённое коммуникационным агентством АГТ и аналитическим агентством «Смыслография». Предметом их работы стал анализ присутствия сказочных новогодних персонажей регионов России в отечественных СМИ, в результате которого был составлен рэнкинг новогодних волшебников на основе частоты их упоминания.

Исследование предсказуемо показало, что чаще всего в прессе пишут про Деда Мороза из Великого Устюга и его внучку Снегурочку из Костромы. В последние годы расширилось число официальных региональных представительств Великоустюжского Деда Мороза на территории России, и это не могло не сказаться на информационном охвате.

Для справки: аналитики в своем исследовании проверили «экспансию» зарубежных волшебников в российское медиаполе. Упоминаемость отечественного Деда Мороза в десять раз превышает медиаприсутствие Санта-Клауса (18 тысяч публикаций) и почти в 50 раз, например, финского Йоулупукки.

Помимо Деда Мороза и Снегурочки в ТОП-5 российских новогодних персонажей по результатам исследования вошли: Кыш Бабай (Зимний Дед из Татарстана), Тол Бабай (Дед Мороз из Удмуртии) и Паккайне (он же Карельский Морозец).

Итак, на втором месте среди дедов — татарский зимний дед Кыш Бабай, поселившийся в селе Яна Кырлай вместе с дочкой Кар Кызы. Его вотчина полна сказочных героев: лесной дух Шурале, сильный Батыр, татарская Баба Яга по имени Убырлы Карчык, местный Змей Горыныч Аждаха, дружелюбный Шайтан, красавица Алтынчеч и влюбленные Тахир и Зухра, чья история напоминает повесть о Ромео и Джульетте.

А вот в Карелии нет Деда Мороза, а есть весёлый Паккайне. По легенде, однажды в начале зимы торговый обоз возвращался с ярмарки в Олонец. Сильный мороз крепчал, а тут жене одного из купцов приспичило рожать. Родился здоровый крепкий мальчик, который вполне благополучно перенёс путешествие до дома и заплакал только тогда, когда его внесли в избу. В память о необычном рождении родители назвали его Паккайне, что в переводе с карельского значит — «Морозец». Когда Морозец вырос, то был на праздниках самым первым весельчаком и олончане полюбили его… Еще ему очень нравилось путешествовать. Паккайне был франтоват и в каком бы городе ни оказался, первым делом прихорашивался у зеркала. А когда Паккайне уходил, его отражение выбиралось из зеркала и продолжало жить в этом городе. К началу зимы все его отражения отправлялись на родину — в Олонец, где устраивали состязания, пытаясь доказать свое превосходство. Ну, а Морозец только улыбался и балагурил, ведь он прекрасно знал, кто тут настоящий Паккайне.

Сейчас, на родине Паккайне, в Олонце, 1 декабря ежегодно проходят встречи — состязания Дедов Морозов со всей России. Это интересный, многолюдный и веселый праздник – «Олонецкие игры Дедов Морозов», где Паккайне, на правах хозяина, принимает гостей и соратников по морозному делу.

В Удмуртии есть свой Дед Мороз, и имя его — Тол Бабай. Живет он в собственной резиденции, которая находится в живописном месте в поселке Шаркан и в народе называется «удмуртской Швейцарией». Кстати, у этого сказочного героя тоже есть внучка, только зовут ее не Снегурочка, а Лымы Ныл. Народы Удмуртии слагали много легенд, одна из них рассказывает, как появился Тол Бабай. Согласно преданию, много веков назад на удмуртских землях жили великаны — алангасары, а когда пришли люди, те испугались и покинули свои территории. Однако самый маленький не успел за всеми и остался жить один. С тех пор великан стал бродить по окрестностям, изучать природу и набираться разуму. По легенде, это и есть Тол Бабай — встретив однажды детей, он подружился с ними и с тех пор каждую зиму дарит им подарки. А помощницу Лымы Ныл удмурдскому Дед Морозу соткала из снежинок сама метель.

На пятой строчке бурятский Саган Убген или Белый Старец, принимающий гостей в Улан-Удэ. Марийский Дед Мороз Юшто Кугыза (шестое место) вместе с внучкой Лумудыр принимает гостей в селе Кукнур, а мордовский Якшамо Атя (седьмое место) — в селе Кивать Кузоватовского района Ульяновской области.

Замыкают десятку зимних волшебных дедов ямальский Ямал Ири, живущий в поселке Горнокнязевск, чувашский Хель Умчи, обитающий в этнокомплексе «Ясна» под Чебоксарами, и тувинский Соок Ирей из Кызыла.

По мнению экспертов, проведённое исследование показывает, что проект новогодних резиденций в России на глазах превращается в сетевой, все больше покрывающий регионы постоянными сказочными усадьбами и вотчинами. Кроме того, исследование позволяет сделать два важных вывода:

Во-первых, все более известными становятся внучки Зимнего деда и снежные девочки — Кар Кызы, Юр Пике, Лумудыр, Лымы Ныл. Это значит, региональные Деды Морозы способны стать реальными драйверами для «раскрутки» и актуализации других народных мифологических персонажей.

Во-вторых, проекты новогодних персонажей в наше время требуют не только креатива, но и бизнес-подхода. Поэтому персонажи, которые минимально замечаются прессой, вероятно, нуждаются в «перезагрузке» и новых стратегиях развития. Поэтому мы призываем коллег маркетологов обратить внимание на этот интересный и потенциально огромный рынок новогоднего волшебства.

Объединённая редакция сайтов Salesgu.ru, Bizmodelgu.ru, журналов «Управление продажами» и «Клиентинг и управление клиентским портфелем» в последний рабочий день уходящего года сердечно благодарит всех подписчиков и читателей указанных ресурсов за проявленный к ним интерес и от всей души поздравляет всех с наступающим Новым годом и Рождеством! Традиционно желаем вам в новом году много новых интересных и полезных статей!

Новогодний сюрприз от маркетингового партнёра объединённой редакции – товарищества волшебных зимних дедов. Инициативная группа волшебников в составе Деда Мороза, Кыш Бабая, Тол Бабая, Паккайне, Чысхаана, Сагаан Убугуна и других персонажей в карнавальных костюмах супергероев в праздничном шоу «Стражи Нового года»