Средства массовой информации сообщили очень интересную, на мой взгляд, новость: в начале октября Германия перевела на специальный счёт в Лондоне последние 56 миллионов евро репарационных выплат, назначенных ей по Версальскому мирному договору 1919 года. Только представьте себе, почти 100 лет после окончания военных действий, с небольшим двенадцатилетним перерывом на нахождение у власти нацистов, страна оплачивала свои старые долговые обязательства по репарации. Да, в реальности эти долги были со временем переоформлены в государственные облигации, и указанные миллионы – это и есть последняя выплата по ним, но сути дела это не меняет. Более того, вложившиеся в данные облигации инвестиционные фонды и частные лица, получили ещё и дополнительный доход. Таким образом, можно сказать, что по факту Первая мировая война закончилась лишь пару недель назад.

Эта новость особо актуальна в свете появившейся недавно информации, что группа французских держателей царских займов намерена подать в суд иск на Российскую Федерацию на сумму 100 миллиардов евро. Это притом, что правительства России и Франции, кажется, окончательно закрыли вопрос старых долгов еще в 1997 году, подписав межгосударственное соглашение об отказе взаимных претензий по этому щепетильному вопросу. Соглашение с момента заключения переадресовывает претензии держателей российских облигаций, выпущенных до 1917 года, французскому правительству, и освобождает от них Россию. Ценой его подписания для нашей страны стала выплата к 2000 году 400 миллионов долларов по царским долгам, на что французские держатели бумаг почти вековой давности, объединённые в ассоциацию AFIPER, немедленно заявили о своём не согласии с указанной суммой и намерении добиваться полноценного возмещения убытков их прадедушек. Тем не менее, частичную оплату царских обязательств они всё-таки получили!

Задаю себе вопрос, чем руководствовались, на что рассчитывали люди, целых сто лет хранившие ценные бумаги несуществующей страны, которые, казалось, давным-давно превратились в обычную бумагу, представляющую разве что нумизматическую ценность. Действительно, только подумайте, романовская Россия канула в прошлое, на карте мира появился Советский Союз, власти которого никогда не признавали долги царского правительства. Все надежды, что Советская власть долго не продержится, не оправдались. Страна пережила Гражданскую войну и интервенцию, разруху и голод, Вторую мировую войну, превратившись в одну из ведущих стран мира. Ничто не предвещало каких-либо изменений в её внешней и внутренней политике, а тем более развала страны. С таким же успехом можно было хранить царские ассигнации или керенки, но ведь они хранили! Не сожгли, не выбросили за ненадобностью, а передавали из поколения в поколение! Более того, объединились в ассоциацию! За прошедшие годы изменилась и сама Франция. Страна пережила фашистскую оккупацию, потерю всех колоний, студенческие и арабские волнения, наконец, открытие Макдональдса в центре Парижа. Казалось, мир изменился окончательно и бесповоротно. А они надеялись и ждали, и, что самое невероятное — дождались!

Итак, какие выводы из всего вышесказанного мы должны сделать. Во-первых, информацию о погашении немецких долгов в качестве назидательной истории полезно рассказывать застарелым дебиторам, пробуждая в них чувство вины и желание немедленно расплатиться. Во-вторых, никогда психологически не признавайте дебиторскую задолженность «безнадёжной», если согласитесь с её потерей в мыслях, окончательно потеряете и в реальности. В-третьих, храните в порядке всю документацию, переподписывайте новыми датами акты взаиморасчётов, получайте от дебиторов графики погашения задолженности, гарантийные письма и другие документы. И, наконец, в-четвёртых, никогда не сдавайтесь!