При осуществлении своей коммерческой деятельности компании используют различные способы и методы рекламыи продвижения товара, чтобы довести информацию о своих товарах/услугах досведения потребителей. В последнее время эти источники информации дополняются другими, такими как предварительный опыт использования товара, репутация поставщика,людская молва, отзывы третьих лиц в интернете. Вместе взятые, эти механизмы обеспечиваютпотребителям эффективные средства получения информации, которая им нужна длятого, чтобы делать осознанный и правильный выбор.

Всю имеющуюся сегодня в сети информацию о брендах, продуктах и услугах можно разделить на две основные группы — это Контент, созданный и размещённый непосредственно самим производителем продуктов и услуг (Producer Generated Content, PGC) и Контент, созданный и размещённый непосредственно пользователями (User Generated Content, UGC) самостоятельно и независимо от производителя. К первой группе относятся различные маркетинговые и рекламные материалы о бренде, продуктах и услугах компании. Вторая группа включает такие виды контента как форумы, блоги и комментарии, оценки и отзывы потребителей, обзоры и рецензии, собрания вопросов и ответов (FAQ), фотографии и видеоматериалы (пользовательские), различные конкурсные работы.

Не все перечисленные виды контента из второй группы можно в полной мере отнести к категории UGC. Так, в соответствии с рабочим определением Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), существует три основных требования (отличительных характеристик) к UGC:

  • контент должен быть опубликован на веб-сайте или на странице в социальной сети, то есть быть доступен для других пользователей;
  • контент должен быть результатом реальных творческих усилий одного или группы пользователей;
  • контент не должен быть создан в результате ежедневной профессиональной деятельности и нацелен на получение коммерческой прибыли.

Таким образом, пользовательский контент – это оригинальные информационные материалы, которые создаются аудиторией бренда – пользователями сайта компании вне институционального и коммерческого контекста. UGC является одним из базовых элементов этапа развития интернета, известного как «Web 2.0», для которого характерна зависимость со­держания веб-проекта от поведения его чита­телей и участников: как правило, наполнение ресурса осуществляют сами пользователи, причем делают это совместно, учитывая мне­ния друг друга. Этот процесс получил название «Peer Production» (англ. peer – равный). Для подобной коммуникации необходимо соблю­дение трех моментов:

  • все участники должны быть равны и иметь одинаковые возможности по управлению контентом;
  • изменения видны всем читателям;
  • создание контента является прозрачным для всех участников – изменения видны сразу после их внесения (либо проверки модератором).

Создаваемый в результате контент в бизнес-литературе и на практике получил название Peer Generated Content или P2P Content (peer-to-peer, или, что более наглядно, person-to-person). Однако в процессе развития интернета и его перехода на этап «Web 3.0» этот термин не закрепился, и в настоящее время максимально широко получил распространение термин User generated content (UGC) и его альтернативные варианты Consumer Generated Media (CGM) или User Created Content (UCC), которые переводятся как «контент, сгенерированный пользователями», «материал, предоставленный пользователями», «контент, созданный пользователями».

Иногда в качестве синонима UGC встречается также термин Электронный Сарафанный Маркетинг (Electronic Word-of-Mouth, eWOM) как производное от маркетингового термина Word-of-Mouth, означающего способ передачи информации в процессе личного общения: рекомендации, советы, оценки и т. п., в том числе, в форме обмена мнениями в комментариях блога, на форуме или доске сообщений. Отметим, что термин eWOM максимально соответствует требованиям первой и второй характеристики UGC. Явление, когда пользователи получают больше информации о компаниях и их продуктах/услугах с помощью UGC в форме онлайн-отзывов других пользователей, получило в деловой среде название Yelpification (от названия американского ресурса Yelp.com).

Рассматривая контент в контексте третьей характеристики UGC следует отметить ещё один термин, а именно, Контент, созданный потребителями (Consumer Generated Content, CGC), который разделяет понятия «потребитель» и «пользователь». CGC имеет некоторые черты с UGC — он всегда публикуется людьми, и он почти всегда доступен другим пользователям. Но в отличие от UGC, которая инкапсулирует практически все, что человек создает и разделяет с другими без коммерческого стимула, CGC ориентируется исключительно на продукты или услуги. Таким образом, пользовательский контент — это любой контент, созданный конечными пользователями онлайн-системы, а потребительский контент — это любой контент, созданный потребителями продукта/услуги. Специально подчеркнем, реальными потребителями, совершившими покупку товара/услуги.

Это особо важно в контексте негативной тенденции последних лет, когда компании стараются подменить контент, создаваемый независимыми потребителями, Контентом, созданным профессионалами (Professionally Generated Content, PGC). Обратим внимание на совпадение используемых при этом аббревиатур. Понятно и логично, когда для разработки официального корпоративного контента (Producer Generated Content) компании привлекают специализированные агентства и профессиональных авторов. Другое дело, когда они пытаются под видом потребительского публиковать привлечённый на коммерческой основе профессиональный и экспертный контент, маскируя его под стилистику и персональные данные обычных пользователей. Такой контент относится к категории «недостоверного» или «фейкового» имея в виду, что само авторство контента, его содержание, как и факты знакомства автора с брендом и реального пользования продуктами/услугами последнего являются неподтверждёнными и недоказанными, а скорее выдуманными.

Вопрос: зачем компании это делают? Например, для продвижения и оптимизации своих сайтов:

  • наличие отзывов о товарах существенно влияет на рост трафика по низкочастотным запросам, так как отзыв каждого пользователя увеличивает релевантность сайта.
  • отзывы добавляют еще один уникальный контент, который способен разбавить сухие стандартные технические характеристики товара, нелегко поддающиеся уникализации. Бесспорно, что дополнительный уникальный контент скажется на увеличении трафика самым положительным образом. 
  • система отзывов способна удерживать потенциальных клиентов от перехода на другие сайты. Ряд проведенных исследований показали, что три четверти пользователей перед тем как совершить покупку, стараются ознакомиться с отзывами предыдущих покупателей. А если на сайте компании их нет, то вероятность того, что клиент уйдет искать их в другом месте, конечно же, возрастает.

Нельзя не принимать во внимание и сознательное введение покупателей в заблуждение о качестве продуктов/услуг или конкурентных преимуществ компании-производителя. Услуги по созданию такого недостоверного контента на коммерческой основе сегодня оказывают как специализированные агентства и биржи контента, так и многочисленные индивидуальные маркетологи, копирайтеры и прочие профессиональные авторы, часто не соблюдающие основополагающие принципы бизнес-этики.

Этот подход качественно отличается от прозрачной политики многих компаний по стимулированию реального достоверного пользовательского контента.  Для этого используются различные инструменты:

  • предоставление бонусов и скидок на следующие покупки;
  • бесплатная доставка и сборка товара;
  • скачивание дополнительных материалов по закрытой ссылке – для сайтов, предоставляющих информационный контент;
  • бесплатная консультация дизайнера/программиста/технолога – в зависимости от тематики бизнеса;
  • подарок к заказу (если вы вкладываете в качестве презента открытку, призыв поделиться отзывом можно разместить на ней);
  • другие

Мотивируя клиентов написать отзыв об их реальном потребительском опыте приобретения и пользования продуктом/услугой, компания во многом решает и проблему достоверности отзывов и, соответственно, проблему доверия потенциальных покупателей к компании и ее продуктам/услугам.

Иногда эксперты, сравнивая указанные подходы к генерированию контента, пользуются терминами «мотивированный» и «немотивированный», понимая под мотивированным преимущественно коммерческий профессиональный контент. Если под дефиницией «мотивация» понимать исключительно материальный аспект, то в этом случае с этими экспертами можно согласиться, и то не полностью, имея в виду действующие у многих компаний программы симулирования потребителей. Однако если речь пойдёт о внутренней мотивации, то недовольный потребитель часто бывает более мотивированным написать отзыв или комментарий, чем профессиональный контент-менеджер, просто выполняющий заказ.

Кроме того, «мотивированный» и «недостоверный» не являются взаимозаменяемыми, что подтверждает следующая информация: так, в последнее время на рынке получила развитие гибридная форма работы с потребительским контентом, альтернативная UGC —  Контент, который профессионал создает совместно с пользователями (Co-Generated Content, CoGC). Авторами контента остаются пользователи, а техническими вопросами создания контента занимаются профессионалы, представляющие компанию-производителя продуктов/услуг. От пользователя требуется только сформулировать свое мнение (идею) и иметь желание его высказать. Реализацию (например, в форме видео-отзыва), конечное оформление, проверку на соответствие и даже помощь в формулировании идеи – все это может берет на себя компания-производитель или специализированное агентство.

Однако далеко не все компании могут финансово позволить себе такие услуги. Для них единственной возможностью привлечения CGC остаются их сайты с подключенными сервисами форумов, комментариев и/или отзывов. Проблема в том, что эти сервисы решая технические вопросы привлечения и размещения потребительского контента, не обеспечивают его прозрачность и достоверность. Чем нередко пользуются недобросовестные конкуренты, размещая на сайтах конкурирующих компаний заведомо недостоверный контент в форме отзывов покупателей. Отметим, что недостоверные отзывы — это серьезная проблема и существенный недостаток, присущий всем ресурсам «семейства» Yelp.

По отношению к решению проблемы достоверности отзывов все ресурсы в соответствии с типологией Европейского экономического и социального комитета (EESC) разделяются на:

  • ресурсы с открытыми системами, такими как Yelp, в которых потребители могут зайти на веб-сайт и опубликовать отзыв.
  • закрытые системы, такими как Amazon, где только подтвержденный покупатель продукта или услуги может разместить отзыв.

Сегодня ресурсы с открытыми системами получают распространение и на B2B рынке, на который современные покупатели переносят свой индивидуальный потребительский опыт, включая навык предварительного изучения перед покупкой отзывов других покупателей. Бизнес-модели таких ресурсов во многом похожи на модель Yelp: компании разрабатывают обзоры и рейтинги B2B-технологий не на отчётах исследовательских агентств или экспертных оценках, а на основе отзывов, собранных с применением технологии краудсорсинга (Сrowdsiurcing Generated Content, CGC).

Такие краудсорсинговые ресурсы как G2 Crowd или TrustRadius, предлагают потенциальным покупателям обзоры, построенные на отзывах проверенных пользователей. Вопрос о том, насколько методы проверки пользователей отличается от принятых в элпифицированных сервисах.  Например, верификация покупателей программных продуктов в G2 Crowd построена на базе их аккаунтов в сети LinkenIn (при наличии аккаунта присваивается метка «проверенный рецензент» (Validated Reviewer), а факт использования ПО подтверждается предоставленным скриншотом с экрана монитора, подтверждающим регистрацию рецензента в программе (при подтверждении регистрации присваивается метка «проверенный текущий пользователь» (Verified Current User).

Другие сервисы предлагают альтернативные решения проверки личности пользователя (например, проведение личного интервью) и факта приобретения/использования им продукта/услуги (например, предоставление копии товарной накладной). Таким образом, ценностным предложением таких ресурсов является уже не UGC, а CGC, то есть контент, созданный именно «потребителями продукта/услуги», а не «пользователями интернет-ресурса».

Таким образом, потенциальным покупателям предоставляется реальный потребительский опыт реальных потребителей, что помогает им принимать более обоснованные решения, а бизнесу возможность используя CGC более эффективного перевода потенциальных покупателей в статус клиентов.