Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал навеки!

К. Р.
(Великий князь Константин Романов)

 

Спешу разделить со всеми коллегами, исповедующими Православное Христианство, радость светлого праздника Пасхи, который сегодня вместе с нами отмечают верующие и других христианских церквей. Светлое Христово Воскресение — величайшее событие человеческой истории, главное событие церковного года и самый большой православный праздник, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Церковь учит, что если крестной Христовой смертью совершено наше искупление, то Его Воскресением нам дарована вечная жизнь.

Ощущение радости бесконечно. Это радость торжества веры сливается с радостью наступления весны и возрождения жизни. Это радость нового обретения Благодатного Огня после часов тревожного ожидания его схождения в Храме Гроба Господня в Иерусалиме. Это и радость окончания самого долгого и строгого поста. Наконец, это радость от торжественности и красоты праздничной церковной службы, исполненной особого духовного ликования и смысла. И хотя наше участие в церковных праздниках есть нечто более плодотворное, чем просто созерцательное восприятие происходящего в храме, сегодня я хочу поделиться именно визуальными и эмоциональными впечатлениями от ночной пасхальной службы.

Последние годы я посещаю службы в московской церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе, что на углу Полянки и Первого Казачьего переулка. Прихожанином этого храма я стал после назначения его настоятелем протоиерея Михаила Васильева. Я познакомился с отцом Михаилом более пятнадцати лет тому назад в бытность его священником храма Николая Чудотворца в Бирюлёво. Наша тогдашняя беседа стала в известном смысле определяющей в моём решении принять в зрелом возрасте святое крещение, что было нелегко после многих лет атеистического воспитания. С тех пор, многие важные события моей жизни происходили с участием отца Михаила – это первая исповедь и первое причастие, венчание, крещение детей. Я искренне любил Николину церковь, в которой меня крестили – маленькую деревянную сельскую церквушку, которую когда-то поглотила Москва. Любил за миниатюрность, простоту, низкие своды, за неподдельную настоящую деревенность. Но потом также всем сердцем я принял церковь на Полянке – старинный замоскворецкий храм, который трудами отца Михаила и прихожан постепенно возрождается к жизни.

Небольшая историческая справка.
В шестнадцатом веке на месте нынешней церкви стоял деревянный храм Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе. В 1696-97 годах на средства стольника В.Ф.Полтева было построено существующее здание храма, освящённого уже как Успенский в Казачьей слободе. Ещё через сто лет на средства вдовы генерал- майора П.И.Позняковой были построены приделы Божьей Матери «Утоли моя печали» и Симезерской Божьей Матери и новая колокольня. При московском пожаре 1812 года, устроенном наполеоновскими солдатами, храм выгорел изнутри. Но уже в 1818 году церковный староста Никита Карпышев восстановил храм, причём восстановил его раньше, чем свой сгоревший дом. Главными святынями церкви были храмовая икона Успения Божьей Матери и напрестольное Евангелие конца семнадцатого века. При советской власти храм был закрыт к 1922 году. Сразу же было изъято церковное имущество, а настоятель храма расстрелян. Верх колокольни и главы храма были сломаны. После этого храм занимали различные учреждения, последним из которых были типография и архив Всесоюзного заочного финансово- экономического института. В 1990 году храм был возвращен верующим и ужё через четыре года в нём начались богослужения. В 2000 году после благодарственного молебна атаманы казачьих войск России заложили в алтаре капсулы с землей казачьих войск, этого традиционного оплота и защитников Православной веры. Храм стал казачьим не только по географии, но и по духу.

Я люблю праздничные службы в нашем храме. Присутствие господ атаманов и казаков делают их неповторимыми. Плечом к плечу в храме стоят представители практически всех казачьих войск России: генералы, полковники и войсковые старшины, есаулы и сотники, хорунжии и рядовые казаки, воспитанники казачьих кадетских училищ.

В традиционную праздничную атмосферу церковной службы вплетаются непривычные для Москвы краски и звуки. Парадная форма казачьих войск и полков: синие мундиры Всевеликого Войска Донского, защитные цвета сибирского и енисейского казачества, чёрные кители терских казаков, черкески и башлыки Кубанского Казачьего Войска, тёмно-зелёные мундиры оренбургских и уссурийских казаков. Алые, красные, малиновые и жёлтые лампасы. Золото погон, эфесов шашек, крестов и медалей. Серебро газырей, рукоятей кинжалов и нагаек. Яркие платки казачек. Скрип сапог и портупей. Позвякивание наград и холодного оружия. Всё это органично дополняет краски пасхальной службы: праздничное убранство храма, красные ризы духовенства, золото икон, потрескивание свечей, запах ладана, звон колоколов Крёстного хода, особо торжественные церковные песнопения и гимны. Рефреном звучит пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз слышат многоголосый ответ: «Воистину Воскресе!».

И в этом сплетении красок и звуков, византийской торжественности и простой человеческой радости, чувства единения и духовного подъёма, физически ощущается, как Церковь Небесная сливается с церковью земной. И, значит, всё не зря, всё вернётся, и значит, будем жить!