Вечная любовь, Верны мы были ей,
но время зло для памяти моей,
Чем больше дней — глубже рана в ней.
Все слова любви, В измученных сердцах
Слились в одно преданье без конца.
Как поцелуй, И всё тянется давно…

(Шарль Азнавур – сын бежавшей от геноцида армянской семьи)

«В этом году Пасха Христова совпала с Днем памяти жертв геноцида армян – 24 апреля. По этому поводу настоятель ереванского кафедрального собора в честь Святого Григория Просветителя, епископ Анушаван Жамкочян сказал, что есть что-то символичное в том, что эти две даты совпали: «Армянский народ своим существованием сам является символом Воскресения. Мы доказали всему миру, что можем воскреснуть после неслыханной бойни и стать еще сильнее».  Так начинается, посвящённая 96-я годовщине геноцида армян, статья Кари Амирханян  «Воскреснуть и стать ещё сильнее», опубликованная в апрельском (№8) номере газеты «Ноев ковчег» за 2011 год, отрывок которой мы решили перепечатать. По многолетней традиции я посещаю в этот день храмы Армянской апостольской церкви, чтобы поставить свечи за упокой погибших и молить Бога о недопущении таких испытаний и бед в будущем. В основном это Церковь Святого Воскресения на Армянском кладбище в моей родной Москве и Церковь Святой Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, в котором я прожил довольно продолжительное время и часто бываю по делам. Но во время заграничных командировок это были, например, храмы Кёльна, Вены и Неаполя. Итак, возвращаемся к материалу Кари Амирханян:

Не прекращается поток людей ввысь, на гору, к мемориальному комплексу (Цицернакаберд — «крепость ласточки» — мемориальный комплекс в Ереване, посвящённый жертвам геноцида 1915 года – Р.Ч), где горит Вечный огонь памяти жертв геноцида… Все от мала до велика непременно хотят приобщиться к общей традиции. Кто хоть раз в жизни приходил сюда поздно вечером, тот обязательно видел стену из живых цветов, где уже не видно даже огня – он лишь едва пробивался через дурманящий плотный слой цветочного скопления.

Не прекращается поток людей в пространство храма. Мерно горят свечи. Лица задумчивы, сосредоточенны. Тишина сгущается до молитвы. Общей молитвы. Одна за другой на аналое появляются свечи. Много свечей. Бесчисленное множество свечей. Огонь от свечей сливается с Вечным огнем в окружении цветов:

За животворную кровь распятого Христа, пролитую во имя нашего спасения.

Всего армян в Турции числилось до начала избиений 1915 года 2.100.000 человек (цифра, установленная армянским Патриархатом): «Из них успело бежать на русский Кавказ 182.000 человек, в английский Египет — 4200 человек; сравнительно меньше пострадало армянское население в Константинополе и Смирне. Здесь фактически спаслось 350.000 человек»…

С декабря 1915 г. началась насильственная исламизация уцелевших, сопровождавшаяся неистовыми избиениями. Спаслись также перешедшие в ислам и попавшие в турецкие гаремы некоторые армянские женщины…

За тех женщин, которые погибли, не приняв магометанство.

За тех христиан, которых массово выселяли из всех деревень Киликии, Анатолии и Месопотамии, угоняя на неминуемую гибель.

За тех армян Айнтаба (от 5 до 6 тысяч), что были угнаны в пустыню; за тех 14 тысяч, что были вырезаны в Рас ул-Айне.

И каждый день группы в 300–500 человек уводились на расстояние 10 километров от города, на берег реки, где банды наемников убивали их, а тела бросали в воду.

За тех 60 тысяч армян, которые только в 1915 году были высланы в Дейр Зор на Евфрате, и почти все они исчезли.

За тех армян, которые мужественно сопротивлялись, иногда завоевывая победы, как это было, например, в Ване и в горах Киликии – близ Суэдии. В Урфе же армяне погибли после отчаянной борьбы.

За тех, кто шел пешком по каменистым или песчаным тропинкам, часто круто поднимающимся в гору, под палящим солнцем, но не терял надежды выжить.

За тех, кто остался жив.

Всего армян уцелело не больше 600.000 человек, погибло же (беря самую малую первоначальную цифру – 1.600.000), перебито и сослано больше 1.200.000 человек.

В настоящее время в разных странах мира проживают 9 млн 540 тысяч армян, причем 20 тысяч из них – это те, кто родился до 1915 года, а стало быть, переживших геноцид.

Свечи на аналое продолжают гореть. Бесчисленное множество свечей.

 

Среди множества свечей, горящих в московском Храме Святого Воскресения, есть те, которые поставил я и мои сыновья. Мы помним!