Не успели мы толком отметить один юбилей, как пришло время второго: сегодня исполнилось ровно десять лет со дня создания Гильдии маркетологов. Именно 23 мая 2001 года Некоммерческое Партнерство «Гильдия Маркетологов» получило свидетельство о регистрации № 002. 045. 067 в Московской Регистрационной Палате. Если принять в качестве даты официального появления маркетинга в стране 1975 год, когда были созданы Секция маркетинга в Торгово-Промышленной Палате СССР (17 апреля) и Управление по маркетингу и рекламе в Министерстве Внешней Торговли СССР (25 октября), то целых десять гильдийных лет из прошедших тридцати шести — это, согласитесь, немало. А если учесть, что семнадцать из указанных тридцати шести пришлись на нерыночную, то есть фактически антимаркетинговую экономику, то следует признать, что ровно половина истории свободного российского маркетинга, причём лучшая её половина – это и история Гильдии. За эти годы было сделано немало, в результате чего Гильдия Маркетологов превратилась в крупнейшее и авторитетнейшее в России объединение профессионалов в области маркетинга. Мы поздравляем коллег по Гильдии с этой знаменательной датой и желаем всем нам новых творческих успехов на ниве маркетинга.
Коли речь зашла о юбилеях, хочется сказать пару слов о политике в этой области, точнее об её полном отсутствии. Даже поверхностный анализ подготовки и проведения юбилеев последних лет показывает, что их организаторы руководствуются преимущественно собственными представлениями о том, что и как правильно; «пышным цветом» процветают волюнтаризм, «вкусовщина» и «купеческий разгул». Всё это демонстрирует полную юридическую безграмотность указанных лиц, в то время как в стране действуют специальные юридические нормы, регулирующие порядок проведения юбилеев. Известно, что законодательство не терпит лакун, поэтому нормативные документы, которые не были официально отменены новыми законодательными актами, продолжают действовать в настоящее время. В нашем случае таким нормативным документом является «Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 12 декабря 1958 г. N 1361 «О наведении порядка в праздновании юбилеев». Приведём выдержки из этого любопытного документа с нашими комментариями:
ЦК КПСС и Совета Министров СССР отмечают, что за последнее время допускаются многочисленные факты проведения юбилеев предприятий, учреждений, обществ, учебных заведений и отдельных лиц в произвольные сроки и часто независимо от заслуг юбиляров перед государством и народом. Нередко юбилейные даты определяются вообще неправильно. Для того, например, чтобы отметить юбилей некоторых заново построенных за годы Советской власти крупных предприятий, срок их существования искусственно увеличивается за счет добавления истории небольших мастерских, на месте которых позднее возникло то или иное крупное предприятие. Таким путем необоснованно и произвольно устанавливаются всякого рода юбилейные даты. (Считаем, что указанное обвинение в отношении неправильных сроков никак нельзя отнести к юбилею Гильдии, поскольку в качестве даты его проведения взята официальная дата записи регистрации в государственном реестре. Что касается заслуг перед народом, то, во всяком случае, перед той его частью, которая работает в области маркетинга, они несомненны – Р.Ч.)
Известно, что после Великого Октября наша партия вырастила и воспитала замечательные многочисленные кадры партийных, государственных, хозяйственных, военных, научных, общественных, культурных и других деятелей. В стране за эти годы построены десятки тысяч первоклассных заводов, фабрик, электростанций, научных учреждений, высших учебных заведений, созданы новые отрасли народного хозяйства, и если отмечать юбилеи, которые теперь наступают у этих организаций и многих деятелей, то пришлось бы стать на путь сплошных юбилейных празднеств. (В порядке самокритики следует признать, что и мы вступили на эту кривую дорожку. Только в последнее время мы отметили пятнадцатилетие журнала «Маркетинг и маркетинговые исследования» и десятилетие журнала «Управление продажами», сегодня празднуем десятилетие Гильдии маркетологов, что дальше? – Р.Ч.)
Однако многие партийные и советские органы не учитывают этого и вместо того, чтобы скромно отметить по заслугам в местной печати или на собрании коллектива ту или иную юбилейную дату, стремятся придать почти каждому юбилею всесоюзное или республиканское значение и провести его празднование в широком масштабе, с большой пышностью. (Если признать многочисленные сайты и блоги коллег-маркетологов в качестве местной печати, то в целом нам удалось соответствовать букве данного Постановления – Р.Ч.)
ЦК КПСС и Совет Министров СССР считают подобное положение ненормальным и обращают внимание партийных, советских, хозяйственных, научных и общественных организаций на то, что увлечение проведением юбилеев каждой организации, предприятия, учреждения, отдельных деятелей без достаточных оснований является ненужным самолюбованием и зазнайством, приводит к недопустимому расточительству государственных средств. (Пусть будет зазнайство! Но уж больно хочется похвастаться, тем более, когда есть чем! – Р.Ч.)
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР постановляют:
1. Обязать ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы КПСС, Советы Министров союзных и автономных республик, обл(край)исполкомы устранить недостатки, отмеченные в настоящем постановлении, и навести строгий порядок в проведении юбилеев.
2. Установить, что памятные даты исторических событий, юбилеи массовых общественных организаций, отдельных крупных предприятий, научных учреждений и учебных заведений отмечаются только с разрешения ЦК КПСС и Совета Министров СССР при наличии особо выдающихся достижений или важного значения событий в истории нашего государства. Юбилей в таких случаях отмечается в дни пятидесятилетия, столетия и далее через пятьдесят лет со дня существования организации или свершения события. (Интересно, получило ли руководство Гильдии разрешение ЦК КПРФ и Правительства Российской Федерации, тем более, что речь идёт о нарушении правила пятидесятилетнего интервала? Каюсь, что я, как главный редактор журнала «Управление продажами», на празднование его десятилетия такое разрешение уж точно не получал! – Р.Ч.)
4. ЦК КПСС и Совет Министров СССР подчеркивают, что юбилеи необходимо отмечать скромно, с участием местной общественности, как правило, без расходования средств государственных и общественных организаций. Юбилейную дату того или иного деятеля можно также отмечать за счет личных средств. (Скромность — это самый короткий путь к безызвестности — Ф. Раневская. А с точки зрения маркетинга, ещё и непрофессиональный путь – Р.Ч.)
6. Признать утратившими силу ранее принятые постановления: Совнаркома СССР от 1 декабря 1925 г. «О порядке разрешения празднования юбилеев», Совнаркома СССР от 20 апреля 1926 г. «О разъяснении постановления СНК СССР от 1 декабря 1925 г. о порядке разрешения празднования юбилеев», Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) от 10 апреля 1941 г. «О порядке празднования юбилеев», ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 мая 1956 г. «О порядке празднования юбилеев». (Интересно, депутаты какой фракции Государственной Думы первыми выйдут с законодательной инициативой об отмене и цитируемого Постановления? А главное когда, уж больно не хочется чувствовать себя нарушителем закона! – Р.Ч.)
14 июня, 2011 on 3:45 пп
Какой прелестный исторический казус.
А каков тон советского деловитого официаоза — настоящий праздник духа для ценителя.
В некоторой связи со славными делами советской власти вспоминается ярчайший эпизод детсва в незалежной республики Саха, когда приход каждого нового правительства или даже вектора текущего приводил к очередному большому и отнюдь нескромному празднованию.. юбилея нашего единения с Федерацией (как вариант, юбилея Пушкина и даже неких подвигов казаков Ермака). Доходило до смешного, когда очередные подготовки начинались лишь только проходила информация о визите большого гостя из столицы. Так мы однажды с большим шумом отпраздновали юбилей Москвы, о котором в краснокаменной наверное и не подозревали.)