nosorog-olen-2013-marketing-sales-gu-ruСпасибо, уходящий год,
За то, что был.
За то, что прожит…
( Наталья Волкова Рыжая)
Среди обязательных атрибутов новогодних праздников в России особое место занимает новогодняя ёлка. Казалось бы, уж праздничная ёлка есть и в других странах. Однако российская ёлка от своих зарубежных сестёр сильно отличается. В массовом сознании наших соотечественников она имеет очень отдалённое отношение к библейскому сюжету, зато крепко связана с песней «В лесу родилась ёлочка» и обязательными хороводами, начинающимися в детском саду и не прекращающимися никогда.

Наши читатели часто спрашивают, а что, собственно, делает обычную ель новогодней? Конечно, это ёлочные украшения. Те самые игрушки – электрические гирлянды, елочные шары, елочные верхушки, подвески, шишки, сосульки, колокольчики и забавные фигурки сказочных персонажей – которые целый год пылятся на антресолях или в дальнем углу стенного шкафа, и с нетерпением ждут того часа, когда их наконец-то выпустят из их коробочного плена. Собственно, украшение ёлки – это одно из самых больших удовольствий и семейных таинств новогодних праздников.

Домашние коллекции ёлочных игрушек, как правило, собираются в России годами. У каждой игрушки есть свое маленькое прошлое, часто связанное с историей семьи. Во многих семьях хранятся игрушки, которые покупали ещё дедушки и бабушки. Что-то привозится из разных городов, в том числе из-за границы как память о поездках. Что-то дарят близкие, друзья и коллеги, и, вешая на ёлочную ветвь очередной шар, мы вспоминаем его дарителя. В последние годы получили популярность шары с корпоративной символикой. Это тоже память, память о компаниях, в которых мы работаем или с которыми сотрудничаем. Например, нашу новогоднюю ёлку уже много лет украшают золотой стеклянный домик «Издательского дома Гребенников» и синий «в инеи» шар «Промстройконтракт».

Ну и, наконец, это ежегодные новогодние рынки с развалами ёлочных украшений. Как можно пройти мимо этого богатства и не присмотреть новую игрушку?! Поскольку идеи маркетинга нам не чужды, нас заинтересовала ситуация на отечественном рынке новогодних игрушек.

Понятно, что этот рынок имеет ярко выраженную сезонность. Оптовые продажи данной категории товаров начинаются за полгода до 31 декабря, тогда как розничная торговля на «новогоднем» рынке активизируется в ноябре. Если сравнить международный опыт торговли новогодними игрушками с российским, то в нашей стране реализация таких товаров начинается поздно. По оценкам аналитической компании «BusinesStat», в России всего четыре компании, которые можно считать отечественными производителями новогодних игрушек, чья продукция поставляется в некоторые регионы страны. Возглавляет список отечественных производителей крупнейшая в России подмосковная фабрика елочных игрушек «Елочка». Также производством новогодних игрушек в России занимаются ещё одна подмосковная компания «Иней», нижегородская фабрика стеклянных елочных украшений «Ариель» и красноярская компания «Бирюсинка».

Если рассматривать соотношение отечественной продукции и импортной, то в среднем за последние пять лет стоимостный объём российского производства составлял чуть более двух процентов от денежного оборота импорта. Причем данный показатель, к сожалению, ежегодно сокращается. Российский товар вытесняет дешевая продукция из азиатских стран – Китая, Тайваня, Вьетнама и Таиланда. По данным «BusinesStat», в 2015 году в стоимостном выражении доля Китая в общем объёме поставок новогодних игрушек превысила восемьдесят процентов и составила 55 миллионов долларов. Китайские новогодние игрушки изготавливаются на штамповочных машинах, поэтому они намного дешевле изделий ручной работы. С этим можно согласиться, но изделия ручной работы хранят тепло человеческих рук, тогда как машинное производство холодное и бездушное. Многие штампованные ёлочные игрушки очень красивы, но то, что называется «не радуют». А, как известно, если игрушки не радуют, значит, они не настоящие!

Кроме того на сокращение доли отечественного производства в последние два года влияют кризисные явления, происходящие в экономике страны. Если в Европе согласно экспертным оценкам  порядка шестидесяти процентов рождественской и новогодней продукции носит одноразовый характер, то российский потребитель не привык ежегодно полностью или частично обновлять новогодние украшения, а из года в год использует набор игрушек, приобретенный ранее. А в условиях снижения доходов населения потребители стремятся к ещё большей экономии. Так что давайте, достанем с антресолей заветные гирлянды и шары, нарядим ёлочки и пусть на несколько новогодних дней, но забудем о кризисах и прочих неприятностях. И на чём мы точно не будем экономить, так это на праздничных поздравлениях друг друга!

Объединённая редакция сайтов Salesgu.ru, Bizmodelgu.ru, журналов «Управление продажами» и «Клиентинг и управление клиентским портфелем» в последний рабочий день уходящего года сердечно благодарит всех подписчиков и читателей указанных ресурсов за проявленный к ним интерес и от всей души поздравляет всех с наступающим Новым годом и Рождеством!

Традиционно желаем вам в новом году много новых интересных и полезных статей!

Новогодний сюрприз от логистического партнёра объединённой редакции – упряжки «летучих» оленей Санты Клауса. Инициативная группа оленей в составе «стремительного» Дэшера (Dasher), «танцора» Дэнсера (Dancer), «кометы» Комета (Comet), «купидона» Кьюпида (Cupid) и «молнии» Блитцена (Blitzen) в карнавальных костюмах Снегурочек.