Порядок проведения «Мозгового штурма»

Методика «мозгового штурма» уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах бизнеса. Она исходит из двух основных принципов:

  • предполагается, что застой (или отсутствие новых идей) в работе часто является результатом взгляда на проблему: возможно, ситуация рассматривается слишком узко или же предполагаются вещи, которые вряд ли реально имеют место. Мозговой штурм — это попытка посмотреть на проблему с разных (иногда новых) точек зрения посредством поощрения новых идей, какими бы безумными они ни казались;
  • оценка предлагаемых идей, если она происходит слишком рано, мешает людям генерировать новые идеи и более глубоко проникать в суть проблемы.

Мозговой штурм поощряет участников генерировать новые и необычные идеи посредством запрета на любую критику в стадии генерации идей. Участников подталкивают к отказу от привычных ролей — каждый получает возможность быть раскованным и свободным и предлагать любые идеи, какими бы глупыми они ни казались на первый взгляд. Оценка идей происходит после стадии генерации идей. Скорее всего, Вы отбросите большинство из них, но обычно удается найти несколько идей, которые предлагают новый взгляд на проблему или на потенциальное ее решение. На этой стадии полезно сгруппировать схожие идеи и отбросить те идеи, которые всеми членами группы признаются практически трудно осуществимыми или невозможными.

Мозговой штурм может быть проведен достаточно быстро — за 5-15 минут, как часть большого совещания. Или же, наоборот, в виде мозгового штурма может быть организовано целое заседание, если обсуждаемая проблема особенно важная. Процесс мозгового штурма описан ниже.

Если основной целью проведения мозгового штурма является решение уже осознанной проблемы, то Шаг 0 можно пропустить. Если же задача стоит шире (например, «Нам нужно что-либо улучшить в нашей работе») и круг проблем не очерчен, мозговой штурм следует начинать с Шага 0.

Шаг 0. Определение проблемы.

Каждый из участников, сидящих в кругу, получает карточку, разделенную пополам вертикальной чертой.

Ведущий предлагает на левой стороне карточки написать три проблемы, которые можно вынести на обсуждение. Писать необходимо кратко, понятно и разборчиво.

После этого по сигналу ведущего карточки передаются соседу слева. В течение 20 секунд участник читает, что написано на полученной карточке, и на ее правой стороне ставит знак «плюс» напротив проблемы, которую он считает наиболее значимой. Если такой, по его мнению, нет, то никаких знаков он не ставит.

По сигналу ведущего карточка передается дальше. Так происходит до того момента, пока карточка не вернется к владельцу. Ведущий собирает карточки и выписывает формулировки проблем, получившие самый высокий рейтинг (две-три). Эти формулировки озвучиваются, и совместно выбирается одна проблема для обсуждения.

Шаг 1. Генерация идей.

Это самый важный этап работы. От качества выдвинутых идей будет зависеть итог «мозгового штурма». Перед группой ставится четко сформулированная и понятная ей проблема.

  1. Группу просят выдвигать как можно больше идей/решений. Безумные идеи поощряются.
  2. Любая оценка или критика на этой стадии запрещается. Выдвинутые идеи не обсуждаются, они просто фиксируются

3.      Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

  1. Поощряется «наращивание» идей, предложенных другими членами группы, посредством их усовершенствования или комбинирования.
  2. Все идеи фиксируются, например, на больших плакатах. Ни одна идея не отбрасывается на этой стадии.
  3. Затем должен следовать «инкубационный» период, чтобы участники могли изучить и воспринять предложенные идеи.

Время этого этапа — 30 минут. Обычно первые 10–15 минут — это стадия «раскачки», во время которой звучат достаточно банальные предложения. Наиболее продуктивно проходят последние минуты этапа генерации идей.

Шаг 2. Анализ идей.

Основной задачей этого этапа является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений. Правила этого этапа следующие.

1.      Самая лучшая идея — та, которую ты рассматриваешь сейчас. Анализируй ее так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

2.      Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктивных зерен в любой идее.

3.      Отбрасывать идеи нельзя.

Время — тоже 30 минут, иногда требуется немного больше. При необходимости участники пишут на карточках свои соображения, развивающие высказанную идею.

Шаг 3. Поиск возможностей для реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Ведущий предлагает просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям — оригинальности и возможности реализации. Каждая карточка с идеей должна быть помечена такими значками:

+ + — очень хорошая, оригинальная идея;

+ — неплохая идея;

0 — не удалось найти конструктива;

НР — невозможно реализовать;

ТР — трудно реализовать;

РР — реально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для ее реализации в данный момент просто нет.
Время этого этапа — 20 минут.

Шаг 4. Подведение итогов

Результаты, полученные в процессе работы, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразным после завершения «мозгового штурма» поручить кому-либо оформить самые лучшие идеи на специальном стенде или представить их в виде рекомендаций. Плоды «мозгового штурма» важно «материализовать» в самое короткое время.